Победа в тендере после махинаций и фальшивых бумаг: почему компания потеряла большой контракт, попала в реестр недобросовестных поставщиков и стала банкротом
Данная статья представляет собой уникальный случай неудачного участия в государственных закупках.
С начала 2025 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) ужесточила правила внесения компаний в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), включив туда организации, которые раньше могли избежать наказания.
Уже в сентябре число участников реестра выросло до рекордных показателей — более 600 записей.
Эта история представлена в форме подробного анализа из семи эпизодов, помогающего объективно оценить риски и последствия неправильного поведения.
Подробный разбор событий позволит лучше ориентироваться в судебных разбирательствах и конфликтах с заказчиками.
Итоговые рекомендации позволят вам избегать ошибок других участников закупок, злоупотреблявших поддельными документами.
Что нужно запомнить участникам рынка
Этот судебный процесс наглядно демонстрирует негативные последствия представления фиктивных документов. Компания-исполнитель оказалась вынуждена объявить банкротство вследствие потери крупного заказа и крупных финансовых потерь. Важно помнить, что предоставление фальшивых документов влечет серьезные юридические последствия: потерю контрактов, запрет на участие в госзаказах сроком на два года и финансовые санкции. Предъявлять заранее неподтвержденные факты опасно, поскольку государственные органы вправе запрашивать подтверждения и проверять предоставленные документы.
Законодательством предусмотрено обязательное расторжение контракта, если выявлены ложные сведения, приведшие к победе в конкурсе. Даже если работа уже начата, наличие недостоверных данных является достаточным условием для прекращения обязательств сторон. За подобные случаи теперь предусмотрена ответственность вплоть до занесения в РНП согласно поправкам в Закон № 44-ФЗ.
Эпизод 1. Великая иллюзия победы
Заказчик объявил конкурс на строительство научно-производственного комплекса стоимостью около 677 млн рублей.
Восемь претендентов подали заявки на участие. Двое предложили цену на треть ниже начальной максимальной стоимости (НМЦК), но были исключены комиссией заказчика из-за отсутствия необходимой аккредитации саморегулируемых организаций (СРО).
Договор заключили с третьим участником, предложившим стоимость в размере 608 млн рублей. Получив предоплату, исполнитель начал выполнение работ.
Эпизод 2. Успешная проверка
Проигравший участник пожаловался в ФАС, считая неправомерным признание победителем третьей стороны.
Заявитель утверждал, что второй претендент не имел необходимого опыта, указанного в документации конкурса.
Однако специалисты ФАС не обнаружили нарушений: представитель претендента представил копии договоров генерального подряда, актов приема и разрешений на введение объектов в эксплуатацию.
Эти документы казались подлинными, и жалоба осталась неудовлетворенной (Решение ФАС от 20 октября 2023 г., дело № 28/06/105-2361/202).
Эпизод 3. Подозрения в картеле
Позднее специалисты ФАС обратили внимание на подозрительную активность в ходе торгов.
Анализ данных электронной торговой площадки показал признаки возможной схемы «таран», когда некоторые участники создают видимость конкуренции, резко понижают стартовую цену контракта, делая условия невыгодными для остальных потенциальных исполнителей.
Это вынуждает серьезных игроков отказываться от борьбы за проект.
Антимонопольщики пришли к выводу о наличии антиконкурентного соглашения между участниками, чьи заявки были отклонены, и выигравшим исполнителем (Решение ФАС от 26 ноября 2024 г., дело № 22/01/11-52/2024).
Эпизод 4. Раскрытие фальсификаций
Чтобы подтвердить подлинность представленных документов, сотрудники ФАС направили запросы в налоговую службу и региональные ведомства.
Выяснилось, что представленные документы имели значительные расхождения с оригиналами. Например, год ввода объекта в эксплуатацию оказался искусственно исправлен. Более того, налоговый орган подтвердил отсутствие реальных сделок и расчетов по проекту строительства многоэтажного здания.
Исполнитель не смог представить оригинал договора генерального подряда на заседание комиссии ФАС, что вызвало сомнения относительно подлинности всей документации. В результате начали расследование дела о предоставлении
заведомо ложных сведений, передав материалы в правоохранительные органы (Решение ФАС от 16 октября 2024 г., дело № П-221/24).
Эпизод 5. Потеря контракта и попадание в черный список
После выявления фактов предоставления неверных данных заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Основанием стало нарушение условий конкурса, которое позволило участнику выиграть торги.
Информация о расторжении контракта была размещена в Едином информационном ресурсе закупок (ЕИС). Затем заказчик инициировал процедуру включения исполнителя в РНП.
Специалисты ФАС поддержали позицию заказчика, отметив обоснованность отказа от сотрудничества.
Таким образом, исполнитель на два года попал в перечень запрещённых поставщиков (Решение ФАС от 14 ноября 2024 г., дело № 24/44/104/397).
Эпизод 6. Безуспешные попытки защиты
Исполнитель попытался оспорить включение в РНП в судебном порядке, доказывая свою правоту. Но суд признал недействительными доказательства, подтверждающие опыт исполнителя.
Ранее проведённая проверка касалась лишь наличия всех необходимых документов, а не их достоверности.
Следовательно, судебные инстанции подтвердили законность действий ФАС и заказчика (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2025 г., дело № 09АП-12291/2025).
Эпизод 7. Полный крах бизнеса
Параллельно заказчику удалось добиться признания заключённого контракта недействительным.
Согласно решению суда, исполнитель должен был вернуть полученные средства, включая проценты за использование предоплаты. Было установлено, что подрядчик использовал несуществующие бумаги и расходы, заявил неправильные суммы выполненных работ.
Встречный иск исполнителя остался без удовлетворения, и ему пришлось выплатить значительную сумму денег (Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 августа 2025 г., дело № А40-307098/24-107-2078).