Практическое руководство по участию в закупках с национальными ограничениями. Анализ решений ФАС для поставщиков
С 1 сентября поставщики в закупочной деятельности допускают все больше неточностей при подтверждении государственной принадлежности товара. В случае допущения ошибки — продукцию квалифицируют как зарубежную, конкурсную документацию отклоняют.
В материале — судебная практика для всех стадий закупочного процесса, на которых антимонопольная служба выявила правонарушения.
По каждой ситуации предоставлены экспертные рекомендации с учетом разъяснений государственных органов и практики контрольных служб, что позволяет минимизировать вероятность отклонения конкурсной документации.
Для практического применения ситуации систематизированы в табличном формате.
Специалисты проанализировали все прецеденты, послужившие основанием для направления участником обращения в контрольную инстанцию.
На конкретных примерах продемонстрировано, когда недочеты участников закупочных процедур приводили к утрате договоров, а когда поставщики результативно оспаривали решения заказчиков и одерживали победу в тендерах.
Подготовительная стадия перед подачей конкурсной документации
Прежде чем принимать участие в закупках товаров, работ, услуг, внимательно изучите уведомление.
Сопоставляйте с приложениями № 1 и 2 к постановлению № 1875 для верификации правомерности установленной заказчиком защитной меры. Поисковые операции осуществляйте по наименованию и коду ОКПД2.
Удостоверьтесь, что предлагаемые ТРУ соответствуют национальным требованиям. К примеру, невозможно добиться победы в закупке с установленным запретительным режимом при предложении товара зарубежного происхождения. Подобную конкурсную документацию заказчик незамедлительно отклонит. В закупках ТРУ с ограничительными мерами победить возможно исключительно в случае отсутствия среди участников предложений отечественной продукции.
При наличии в закупочных условиях требований, противоречащих действующему законодательству и ущемляющих ваши права, направляйте запрос пояснений заказчику или жалобное обращение в ФАС. Рассмотрите на примерах, каким образом участник оспаривал заказчические действия в ФАС при закупках с национальными ограничениями.
Указание на отсутствие заказчиком декларации о товаре в РРПП
Поставщик в конкурсной документации обязан указывать исключительно государственную принадлежность товара при участии в закупке товара из позиций 1–433 приложения № 2, отсутствующего в реестре российской промпродукции.
Данное правило действует при условии декларирования заказчиком в описании закупочного объекта факта отсутствия товара в реестре российской промышленной продукции.
Ознакомьтесь с примером подачи участником жалобы на заказчика, не продекларировавшего отсутствие товара в реестре.
Обоснование формирования описания закупочного объекта заказчиком не по КТРУ
Заказчик лишен права включать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, не предусмотренные в позиции каталога, при закупке:
· товаров из позиций 25, 26 и 32 приложения № 1 при установленном запрете;
· товаров из позиций 191–361 приложения № 2 при установленном ограничении.
Рассмотрите на примере подачу участником жалобы на описание закупочного объекта.
Стадия подачи конкурсной документации на участие в закупке
При участии в закупке с национальными ограничениями подтверждайте государственную принадлежность с учетом требований постановления № 1875. В большинстве ситуаций достаточно простого указания страны происхождения в конкурсной документации. Предоставление дополнительных сведений и документов не требуется. Однако для определенных ТРУ, попадающих под запрет и ограничение, необходимо включать в конкурсную документацию расширенные сведения. Ознакомьтесь с примерами, в каких ситуациях и каким образом подтвердить государственную принадлежность.
Указание множественных реестровых номеров на единичный товар
Участник не разобрался с реестровыми номерами и указал множественные реестровые номера на единичный товар. В данном случае заказчик отклонит конкурсную документацию, и контрольный орган поддержит заказчика.
Экспертный комментарий
Указывайте исключительно единственный реестровый номер для единичного товара. Минфин указал основания такого требования:
в конкурсной документации указывают сведения о конкретном товаре согласно требованиям уведомления (ч. 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ);
договор заключают на условиях конкурсной документации, которые не подлежат изменению;
реестровый номер подтверждает происхождение товара и не может носить вариативный характер.
Конкурсную документацию, не содержащую реестрового номера или содержащую его в некорректном виде, приравнивают к документации с зарубежным товаром. Это предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ (письмо Минфина от 22.05.2025 № 24-06-09/50188).
Указание характеристик, не соответствующих информации каталога ГИСП
Информация из каталога может отличаться от данных реестра и носить ознакомительный характер.
Рассмотрите пример признания конкурсной документации участника зарубежной и ее отклонения из-за несоответствия характеристик.
Подтверждение государственной принадлежности номером из реестра РЭП
Реестровая запись из реестра российской радиоэлектронной продукции не подтверждает государственную принадлежность товара по постановлению № 1875.
Однако участники продолжают допускать ошибки и указывают его в конкурсной документации вместо номера из реестра промпродукции.
Ознакомьтесь с примером признания конкурсной документации участника с номером из реестра РЭП зарубежной и ее отклонения.
Допущение опечатки в номере реестровой записи
Договор можно утратить из-за опечатки в конкурсной документации, включая указание номера из реестра промпродукции.
Ознакомьтесь с примером отклонения заказчиком конкурсной документации участника, допустившего опечатку в номере реестровой записи.
Экспертный комментарий
Сопоставляйте сведения о совокупном количестве баллов в конкурсной документации, если они установлены по постановлению № 719.
Для подтверждения российского происхождения отдельных промтоваров из перечней с запретом и ограничением допуска участник должен включить в конкурсную документацию номер реестровой записи из РРПП с информацией о совокупном количестве баллов. При этом российским товар признают при количестве баллов, составляющем или превышающем значение, установленное в постановлении № 719 для целей осуществления закупок (письмо Минфина от 21.05.2025 № 24-06-09/49988).
Если участник в своей конкурсной документации указал номер реестровой записи, но не отметил совокупное количество баллов, это не основание отклонять конкурсную документацию при условии наличия в реестре необходимых сведений (подп. «а» п. 3 постановления № 1875, письма Минпромторга от 13.05.2025 № 52580/12, от 15.05.2025 № 53728/12, ФАС от 03.06.2025 № 28/51603/25).
Отсутствие указания баллов в конкурсной документации
В данном примере участник не указал в конкурсной документации сведения о совокупном количестве баллов, конкурсную документацию участника отклонили.
Контролеры признали отклонение неправомерным, поскольку на предложенный товар сведения о совокупном количестве баллов не установлены постановлением № 719.
Подача конкурсной документации с неактуальной информацией
Заказчики не ограничиваются формальным анализом конкурсной документации и проверяют самостоятельно государственную принадлежность товара.
Ознакомьтесь с примером проверки заказчиком данных в реестре и правомерного отклонения конкурсной документации участника, у которого не хватало баллов по постановлению № 719.
Заказчики не ограничиваются формальным анализом конкурсной документации и проверяют самостоятельно государственную принадлежность товара. Ознакомьтесь с примером проверки заказчиком данных в реестре и правомерного отклонения конкурсной документации участника, у которого не хватало баллов по постановлению № 719.
До 31 декабря 2025 года в закупках товаров, указанных в позициях 400–415 и 429–432 приложения № 2 постановления № 1875, государственную принадлежность подтверждают информацией и документами в совокупности (подп. «г» п. 10 постановления № 1875):
· сертификат СТ-1 о происхождении товара;
· акт экспертизы ТПП или аналогичный документ;
· дата и номер документа, подтверждающего соответствие производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017.
Ранее правило действовало до 1 сентября 2025 года для позиций 400–432 приложения № 2 постановления № 1875. Переходный период продлили постановлением № 1326.
Ознакомьтесь с примером учета участником переходных положений и указания в конкурсной документации в совокупности документов, подтверждающих государственную принадлежность товара.